Платежка за квартиру вырастет вдвое
Реформа ЖКХ продолжается. Минрегион разработал новую форму платежки за коммунальные услуги. Гражданам придется заполнять документ формата A4 с пятью таблицами, в которых мелким шрифтом указаны расчеты квартплаты.
Придумать новую форму квитанции по услугам ЖКХ Минрегион обязывают новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные правительством в мае. Тогда предполагалось, что граждане станут получать две платежки: за ресурсы, потребленные жильцами по индивидуальным счетчикам, и за то, что пошло на удовлетворение общедомовых нужд — отопление, освещение и мытье лестничных клеток, полив газонов и т.п. Минрегион решил объединить их в одном документе. В нем же будет содержаться информация о плате за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе капитальный ремонт. Проект квитанции опубликован на сайте министерства для общественного обсуждения, правда, срок чиновники дают небольшой — до 9 сентября.
Документ содержит полную информацию о жилом помещении, занимаемом квартиросъемщиком или собственником, а также пять таблиц с расчетами квартплаты. В них тарифы, нормативы и объемы потребленных ресурсов на отопление помещения, плата за горячее и холодное водоснабжение, за услуги канализации, за электроэнергию и газоснабжение. Показания соответствующих счетчиков жильцы будут обязаны предоставлять для расчетов 23-25 числа каждого месяца. В документе указывается персональный ответственный за снятие показаний. При желании в документ могут быть включены и другие услуги, предоставляемые жильцам, например, плата за охрану подъездов, придомовой территории, за коллективные автостоянки, за телевизионную антенну.
Оплатить только часть оказанных услуг или часть положенной суммы будет невозможно. Зато в квитанции содержится таблица о перерасчетах сумм за потребленные ресурсы, допускающая как уменьшение, так и увеличение платежа. Еще одна таблица в платежке будет содержать расчеты сумм оплаты с учетом рассрочки. Различные неустойки — пени и штрафы — будут выставляться жильцам отдельной квитанцией.
Чтобы плательщики не запутались в этом море таблиц, в правом верхнем углу самым крупным шрифтом будет указана сумма «Итого к оплате». Платежка должна быть доставлена жильцам в бумажном виде, за исключением случаев, когда предусмотрены другие способы выставления счета, например, через личный кабинет плательщика в интернете, по электронной почте.
В управляющих компаниях опасаются, что чем больше деталей в квитанции, тем больше шансов, что жильцы ошибутся. «Мы сами ведем расчеты, и уже сейчас вынуждены детализировать расходы на запорное устройство, консьержа, холодную воду для водоснабжения и холодную воду для подогрева до горячей, расходы на подогрев воды. Квитанция и так уже стала «резиновой», — говорит председатель московского ТСЖ «Сколково» Анна Селина. — Нереально в квитанции расписать все расходы. Это получится просто ежемесячная отчетность». Она опасается, что расход бумаги увеличится даже не вдвое. «В трех домах у нас единицы оплачивают коммунальные услуги дистанционно, без получения бумажных квитанций. Это либо те, кто подолгу живет в других городах, либо бизнесмены, у которых оплатой расходов занимаются их компаний. Треть наших жильцов в любом случае будет оплачивать коммунальные услуги по квитанциям — это жильцы муниципальных квартир, пенсионеры, у которых дома нет компьютеров».
Сомневается Селина в возможности корректно перейти на оплату по индивидуальным счетчикам и выделить общедомовые расходы. Невозможно разделить, сколько тепла ушло на подогрев воды для горячего водоснабжения, а сколько в батареи для отопления, которые установлены в квартире и в подъезде. «А есть еще дома, где 40% тепла идет по вентиляции. Жильцы ставят тепловые счетчики только на батареи, и взять с них за вентиляционное отопление невозможно, — говорит глава ТСЖ. — Есть масса индивидуальных нюансов, которые не рассматриваются Минрегионом».