ЖКХ станет прозрачней?
Комментирует эксперт, президент холдинга «Золотой мост», Владимир Полеванов
31.01.2014
инистерство строительства и ЖКХ намерено усилить контроль над поставщиками коммунальных услуг.
Комментирует эксперт, президент холдинга «Золотой мост», Владимир Полеванов:
– Ведомство Михаила Меня предлагает начать лицензирование управляющих компаний, обязать их руководителей сдавать квалификационные экзамены, штрафовать за неправильный расчёт платежей и вести «чёрный список» проворовавшихся.
Для начала напомню, что у нас уже вводились штрафы для коррупционеров – в стократном размере полученной взятки. Но, процитирую нашего президента, «мерзавцы как-то научились не платить». Подозреваю, в ЖКХ будет то же самое. Здесь тем более научатся не платить штрафы – в лучшем случае. В худшем – переложат их на жильцов.
Когда данью обкладывается всё, что можно, и серьёзного противодействия этому нет, лицензирование управляющих компаний – просто ещё один источник коррупции. На что другое можно рассчитывать? Где взять столько неподкупных чиновников, которые выдавали бы лицензии и контролировали тех, кто этим занимается?
Наведение порядка в системе ЖКХ, на мой взгляд, нужно начинать с требования абсолютной прозрачности, с раскрытия всех затрат в коммунальном хозяйстве и деятельности управляющих компаний. Все их отчёты должны быть легко проверяемы. Обязателен открытый аудит крупных компаний, то есть тех, которые контролируют жилые массивы или обслуживают хотя бы несколько помещений.
Коммунальные услуги – предмет первой необходимости, как хлеб и молоко, поэтому цены на них должны регулироваться властными структурами, а предприятия, работающие в ЖКХ, находиться под ежедневным контролем. Это – ключевая сегодня вещь, которая определяет уровень жизни. Поэтому, во-первых – контроль, во-вторых – поддержка системообразующих предприятий налоговыми льготами, выделением земельных участков под объекты жизнеобеспечения, другими средствами, которыми располагает власть.
И конечно, должна быть обратная связь.
Когда работал губернатором Амурской области в 1993–1994 годах, я дал в прямом эфире и потом многократно повторял свой домашний телефон. Раз в месяц на телевидении и каждую неделю по радио напрямую отвечал на вопросы. Постоянно встречался с людьми, но самое главное – любой житель области мог позвонить мне домой и рассказать о проблеме, которая не решалась местными властями. А я уже разбирался с главами районных администраций. И знаете, помогло. Через два месяца количество звонков уменьшилось на порядок, то есть решение проблем, в основном – как раз бытовых, вошло в нормальное русло. И это должно быть повсеместно.
Система ЖКХ будет эффективно работать в интересах потребителя только при полной прозрачности на всех уровнях. Это значит – предсказуемость тарифной политики (или точный прогноз цен), постоянный общественный контроль, неотвратимость наказания нарушителей.
По материалам
Интернет-газеты «Файл-РФ» и http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommenta … ej_940.htm