ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ
ПОЛИТИКЕ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Региональное отделение Всероссийская общественная организация
ОГРН 1118600000639, ИНН 8603999002, КПП 860301001
Юр. Адрес: 628624, Ханты-Мансийский АО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Пермская,д.16,кв.32
Телефон: 8-904-46-705-99
Губернатору ХМАО-Югры
Н.В.Комаровой
Уважаемая Наталья Владимировна!
Заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Трудовые доходы определяются личным трудовым вкладом работника с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами и законодательно не ограничиваются.
Главным законодательным документом, имеющим в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция РФ. Основным сборником законодательных актов, регулирующим трудовые отношения всех работников, является Трудовой Кодекс РФ. Государственное воздействие на заработную плату осуществляется через установление минимального размера оплаты труда, обязательного для работников предприятий и организаций всех форм собственности, и регулирование уровня оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетных источников.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Трехсторонним соглашением "О минимальной заработной плате в Ханты-мансийском автономном округе - Югре" от 22.12.2010г. установлена минимальная заработная плата с 01.01.2011г. в размере 9415 (девять тысяч четыреста пятнадцать) рублей.
Заработная плата представляет собой материальное вознаграждение, выраженное в денежной форме, выплачиваемое работнику за использование его труда.
Исходя из разделения функций и интересов работодателя и наемного работника, при разработке систем оплаты труда на предприятиях приходится одновременно решать следующие задачи:
– во-первых, каждая система должна направить усилия работника на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение необходимого работодателю производственного результата;
– во-вторых, каждая система должна предоставить работнику возможность для реализации имеющихся у него умственных и физических возможностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.
Из сказанного можно вывести определение понятия "система оплаты труда".
Система оплаты труда – это способ соизмерения размера оплаты за труд с его результатами (либо затратами).
Системы оплаты труда, как отмечалось выше, могут быть различными, однако основными из них являются две, которые соответствуют двум основным способам учета затрат труда:
– первый способ – это учет проработанного времени. При таком учете применяется повременная оплата труда, когда оплате подлежит проработанное количество рабочего времени (в отечественной практике называется повременной формой оплаты труда);
– второй способ – это учет количества произведенной работником продукции надлежащего качества либо выполненных им операций. В этом случае применяется сдельная оплата труда (в отечественной практике называется сдельной формой оплаты труда).
Обе формы оплаты труда имеют свои разновидности, называемые системами. Выбор предприятием той или иной формы (системы) оплаты труда зависит от многих факторов, но в любом случае в современных условиях выбранная система должна отражать стоящие перед ним стратегические цели, управленческую философию его руководителей, традиции, а также учитывать находящиеся в его распоряжении ресурсы и материальные интересы работников. Критерием правильности выбора системы оплаты труда должна быть ее экономическая эффективность.
От того, какая система оплаты труда используется на предприятии, зависит структура заработной платы работников: преобладает ли в ней условно-постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок, премия и др.). Соответственно разным будет и влияние материального поощрения на показатели деятельности работника или коллектива.
Специальная межправительственная конференция по вопросу о статусе учителей, принимая к сведению положения действующих международных конвенций, применимых к учителям, и, в частности, таких международных актов, касающихся основных прав человека, как Конвенция 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, Конвенция 1949 года относительно права на организацию и заключение коллективных договоров, Конвенция 1951 года относительно равного вознаграждения за труд равной ценности, Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, принятые Генеральной конференцией Международной организации труда, и Конвенция 1960 года о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, отмечая далее рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ, принятые Международной конференцией по народному образованию, созываемой совместно Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Международным бюро просвещения,
стремясь дополнить существующие нормы положениями, относящимися к проблемам, которые особенно касаются учителей, и, в частности, решить проблемы, связанные с нехваткой учителей, приняла 05.10.1966г. Рекомендацию Юнеско «О положение учителей».
Десятым разделом установлено, что среди различных факторов, влияющих на положение учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях другие факторы, такие как положение в обществе, уважение к их профессии, в значительной степени зависят, как и в отношении других подобных профессий, от их экономического положения (п.114).
Заработная плата учителей должна устанавливаться в соответствии со шкалой окладов, разработанной по согласованию с учительскими организациями. Элементы, из которых складывается заработная плата, должны определяться таким образом, чтобы не допускать несправедливостей или ненормальных ситуаций, приводящих к трениям между различными группами учителей.(п.117)
Различия в заработной плате должны основываться на объективных критериях, таких как уровень квалификации, стаж работы по специальности, степень ответственности, при соблюдении разумного соотношения между низшим и высшим уровнем окладов.
Следует предусматривать повышение заработной платы в рамках каждой категории путем надбавок к окладом, предоставляемых через регулярные промежутки времени, предпочтительно ежегодно.
Срок продвижения от минимального к максимальному уровню шкалы основной заработной платы не должен превышать 10 - 15 лет.
Шкалы окладов учителей следует периодически пересматривать с учетом таких факторов, как повышение стоимости жизни, повышение жизненного уровня в стране вследствие роста производительности труда или общая тенденция к повышению заработной платы.
В тех случаях, когда действует система коррективов к окладам, автоматически следующая за индексом стоимости жизни, установление индекса изменения окладов должно определяться с участием учительских организаций, и любая надбавка на дороговизну должна рассматриваться как составная часть окладов, засчитываемых при установлении пенсий.
Никакая система, определяющая зарплату по заслугам, не должна вводиться без предварительной консультации и согласия заинтересованных учительских организаций.
Именно такие требования к заработной плате учителей установлены Рекомендацией Юнеско.
Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам. Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного «подушевого» финансирования в расчете на одного обучающегося (далее - нормативное подушевое финансирование).
Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). При этом органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование муниципальных образовательных учреждений (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), включая меры социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений.
В соответствии с п.3 ст.8 Закона ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре», финансовое обеспечение расходов общеобразовательных учреждений осуществляется путем выделения субвенций бюджетам муниципальных образований автономного округа.
Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В связи с переходом муниципальных учреждений на новую систему оплаты труда возникли множества вопросов по методике применения новой системы оплаты труда, а также переход на новую систему оплаты труда работников образования ухудшил положение учителей.
Субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в 2010году в соответствии с «подушевым» финансированием составили для:
- 1-4 классы – 54 633 руб.;
- 5-9 классы – 55 370 руб.;
- 10 – 11 классы- 55 512 руб.
В 2011г. субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с «подушевым» финансированием были утверждены в следующем размере:
1-4 классы 63 940 руб.;
5-9 классы – 64 801 руб.;
10-11 классы – 64 968руб., что почти на 15% больше по сравнению с предыдущим годом. Это значит, что и заработная плата работников образовательных учреждений должна была увеличиться с учетом удорожания стоимости услуги.
Постановлением администрации города Мегиона от 30.11.2010 №1906 утверждено Положение «О переходе муниципальных образовательных учреждений города Мегиона, подведомственных департаменту образования и молодежной политики администрации города, на новую систему оплаты труда», которое на наш взгляд, значительно ухудшило положение работников системы образования.
В настоящее время разработано новое Положение об оплате труда работников образования, которое фактически является копией Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2010 г. № 292-п «О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях ХМАО-Югры», если не учитывать, то обстоятельство, что городское положение ухудшает положение учителей города по сравнению с положением учителей автономного округа в целом.
Пунктом 1.8 Постановления правительства ХМАО-Югры от 10 ноября 2010 г. № 292-п» установлена базовая единица в размере 3 710 рублей, которая используется для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета ХМАО-Югры и за счет средств муниципальных образований. В тоже время для работников муниципальных унитарных предприятий установлена базовая единица - 4330 рублей, что на наш взгляд является дискриминацией.
Трудовое законодательство не содержит такое понятие как «базовая единица», так как ст. 129 ТК РФ содержит понятие «должностной оклад».
Такое понятие применено в г.Санкт-Петербурге и ее размер составил:
Период Размер
с 1 января 2012 года 7583 руб.
с 1 января 2011 года 6771 руб.
с 1 сентября 2010 года 6155 руб.
с 1 января 2010 года 5898 руб.
Как видно, из приведенной таблице, размер базовой единицы в регионе, который не приравнен к районам крайнего севера, намного выше, чем размер базовой единицы, установленный в нашем регионе. Непонятно, при установлении размера базовой единицы для работников образовательных учреждений, каким нормативным документом руководствовались.
В связи с применением новой системы оплаты труда, не везде применяется одна и та же методика расчёта заработной платы работников бюджетных организаций. В отдельных территориях, например г.Мегион, «базовая единица» применяется только для формирования нового оклада. Применение расчета заработной платы из вновь образованного оклада без учёта базовой единицы приводит к тому, что каждый работник бюджетной сферы теряет, в среднем, от 6 до 8 тысяч рублей ежемесячно.
Например:
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.05.2009 №117-п, с изменениями от 14.04.2011 утверждены расчетные показатели, определяющие размер компенсации работникам, привлекаемых к подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования).
Здесь приведен следующий расчет:
( 3 710.00 + ( 3 710.00 х 1,5) + (3 710.00 х 5.6)) х 2.2/ 165час
где - 3 710 – базовая единица;
- 3 710 х 1.5 ( вновь образованный оклад: базовая единица умножается на коэффициент образования);
- 3 710 х 5.6 (- 5.6 – коэффициент за работу с персональными данными);
- 2.2 – северный и районные надбавки;
- 165 – норма часов.
Пунктом 3.1 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 25.05.2009 №117-п, с изменениями от 14.04.2011г. установлено, что расчет стоимости одного часа работы работников, привлекаемых к подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования), устанавливается путем произведения базовой единицы, базового коэффициента, установленных Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 ноября 2010г. № 292-п « О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях ХМАО-Югры» и коэффициента за работу с персональными данными.
При расчете заработной платы работников бюджетных учреждений применяется методика, которая противоречит Постановлению Правительства: ХМАО-Югры от 10 ноября 2010г. № 292-п «О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях ХМАО-Югры», а именно применяется следующая методика:
( 3 710.00 х 1,5) + (3 710.00 х Х)) х 2.2,
где - 3 710 – базовая единица – не применяется при расчете заработной платы, а применяется только для образования нового оклада, что противоречит действующему законодательству;
- 3 710 х 1.5 ( вновь образованный оклад: базовая единица умножается на коэффициент образования);
- 3 710 х Х (- Х – сумма остальных коэффициентов);
- 2.2 – северный и районные надбавки;
Такая методика расчета заработной платы работников бюджетной сферы приводит к снижению заработной платы.
Согласно Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов регионального и муниципального уровней с 1 января 2009 г. месячная тарифная ставка работникам бюджетной сферы, например, 13 разряда, что соответствует 1 категории, составила 11 336 рублей, что явно выше, чем ДО специалиста такого же уровня по новой системе оплате труда. Кроме тарифной ставки, работники бюджетной сферы получали надбавки, доплаты, социальные выплаты, выплаты к праздникам, мероприятиям, по итогам периодов.
Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
1 1 4330
2 1,04 4503
3 1,09 4720
4 1,142 4945
5 1,268 5490
6 1,407 6092
7 1,546 6694
8 1,699 7357
9 1,866 8080
10 2,047 8864
11 2,242 9708
12 2,423 10492
13 2,618 11336
14 2,813 12180
15 3,036 13146
16 3,259 14111
17 3,51 15198
18 4,5 19485
Переход на новую систему оплаты труда привел к снижению заработной платы работникам бюджетной сферы, а также к тому, что каждая территория самостоятельно устанавливает социальные выплаты, а ряд коэффициентов, распределение дополнительных денежных средств, полученных за счет платных услуг и пр., не предусматриваются положениями органов местного самоуправления.
В результате изучения Постановления главы города Мегиона об утверждении Положения «О порядке и условиях оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях» пришли к выводу, что оно противоречит ряду положений Постановления Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2010г № 292-п, а именно:
Постановление главы города Мегиона «Об утверждении положения….» Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ от 10 ноября 2010 г. № 292-п» «Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Постановление глав администраций других территорий (информация найдена в отрытом доступе сети интернет), к примеру:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ №552 от 19.11.2010 года «О порядке и условиях оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования администрации города Радужный»
1. Базовая единица установлена в размере 3 710руб. Базовая единица установлена в размере 3 710руб. Базовая единица установлена в размере 3 710руб.
2. Материальная помощь на профилактику заболеваний выплачивается в размере 10%годового фонда оплаты труда работника. Размер материальной помощи на профилактику заболеваний исчисляется из расчета месячного фонда оплаты труда, установленного тарификацией муниципального учреждения по основной занимаемой должности, т.е. только на ставку. Размер материальной помощи на профилактику заболеваний соответствует двум месячным заработным платам работника в соответствии с тарификацией без учета социальных выплат, т.е. на полную нагрузку. Размер материальной помощи на профилактику заболеваний соответствует двум месячным заработным платам работника в соответствии с тарификацией без учета социальных выплат, т.е. на полную нагрузку
3. Коэффициент территории не применяется. + +
4. Доплаты по повышающим коэффициентам (в частности, за непрерывный стаж) производятся на одну ставку, а не на всю нагрузку педагогических работников + +
6. Муниципальное положение не предусматривает распределения дополнительных денежных средств, полученных за счет оказания дополнительных платных услуг и пр., на выплату заработной платы работникам учреждений. + +
Кроме вопросов, связанных с Положением об оплате труда возникли ряд вопросов, касающихся той же заработной платы, а также других выплат.
1. Размер субвенций каждого образовательного учреждения формируется из учёта стоимости одного ученика на каждой ступени обучения. Учитывая то, что размер субвенций на содержание одного ученика в 2011 году увеличился, по сравнению с 2010 учебным годом, почти на 10 000 рублей предполагаем, что и заработная плата педагогов должна возрасти. Фактически этого не произошло.
2. За последние годы разрыв размера заработной платы между административно-управленческим персоналом, специалистами и младшим обслуживающим персоналом вырос в несколько раз. При этом заработная плата младшего обслуживающего персонала осталась на том же уровне. При расчёте заработной платы части этих работников итоговая сумма зарплаты ниже минимального размера оплаты труда по ХМАО – Югре. В связи с этим руководители учреждений вынуждены увеличивать размер заработной платы младшего обслуживающего персонала за счёт средств выделенных на материальное стимулирование коллектива, что приводит к снижению заработной платы специалистов.
3. Выявление несоответствия заработной платы руководителей категории учреждения, приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств, т.е установленная оплата труда руководителей отдельных муниципальных учреждений, их заместителей и главного бухгалтера не соответствуют типу, виду и категории учреждений.
4. Принятие на уровне муниципального образования Положения «О порядке и условиях оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях подведомственных департаменту образования и молодежной политики администрации города», которое ухудшает положения работников по сравнению с аналогичными работниками других территорий округа, приводит к дискриминации в сфере труда.
5. При расчёте заработной платы педагогических работников (биологов), работающих в медицинских учреждениях города не учитывается квалификация работника, как учителя.
6. При расчете заработной платы педагогическим работникам, работающих в учреждениях культуры (музее) не учитывается стаж работы в образовательных учреждениях.
7. Не урегулирован вопрос о выделении материальной помощи педагогам в связи с выходом на пенсию на дальнейшие годы, и непонятно, а именно что является основой расчета 25 окладов (должностной оклад или базовая единица). Применение как вновь сформированного оклада. Так и базовую единицу при водит к значительному уменьшению указанной суммы по сравнению с ранее действовавшими окладами.
8. С переходом на новую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы фактически не выделяются денежные средства к праздничным мероприятиям, по итогам аналогичных периодов премирования муниципальных служащих.
9. В медицинских учреждениях понятие «дежурство» отменено Министерством здравоохранения в 2006 году. В Постановление Правительства Ханты – Мансийского автономного округа- Югры от 16.10.2010 № 254-п «О переводе бюджетных учреждений здравоохранения ...» понятие «дежурство» появляется вновь. Применение отмененного понятия в части расчета оплаты труда медицинских работников г.Мегиона, может привести к нецелевому расходованию денежных средств так как оно противоречит действующему законодательству.
10. В муниципальных Положениях при распределении стимулирующих надбавок применяется балльные оценки результатов деятельности работников, что, на наш взгляд, противоречит Трудовому Кодексу РФ.
11. Нет единой методики расчета заработной платы и методика расчета заработной платы в бюджетных учреждения г.Мегиона отличается от методики расчета в других территориях в других территориях, что приводит к кратному снижению заработной платы работников ежемесячно.
12. Применение различной базовой единицы в учреждениях образования (3 710 руб.) и муниципальных учреждениях ( 4 330 руб.), а также различные оклады ( например. педагогическим работникам, работающих в медицинских учреждениях, у которых оклад выше, чем у того же специалиста в учреждениях образования) приводит к дискриминации.
13. Установление Трехсторонним соглашением между органами государственной власти ХМАО-Югры, объединением работодателей ХМАО-Югры, объединением организаций профсоюзов ХМАО-Югры на 2009- 2011года от 22.12.2010г. в организациях внебюджетной сферы экономики размер месячной тарифной ставки 1 разряда, без учета районного коэффициента и северной надбавки, не ниже 50 процентов от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и установление «базовой единицы» для работников бюджетной сферы в размере 3 710 рублей не соответствует требованиям международного права, требованиям Конституции РФ, требованиям Трудового законодательства РФ.
На основании вышеизложенного необходимо:
1. Проверить размер субвенций, выделяемые каждому образовательному учреждению с учетом размера подушевого финансирования;
2. Рассмотреть вопрос о законности применения базовой единицы и ее размера, и применения методики начисления заработной платы Предусмотреть изменение размера базовой единицы с учетом изменения размера подушевого финансирования, т.е. ежегодно;
3. Рассмотреть соответствие муниципальных положений постановлению правительства ХМАО-Югры или менять слова «рекомендовано» в Постановление, на слова «обязательно» ;
4. Считать муниципальные положения противоречащие требованиям Трудового законодательства и дать возможность учреждениям самостоятельно распоряжаться своими финансовыми ресурсами, так как главы утверждают Положения, которые приводят к нарушению прав учителей;
5. Установить размер базовой единицы не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре;
6. Рассмотреть вопрос о приведении в соответствии с требованиями действующего законодательства окружные Положения о порядке установления заработной платы работникам бюджетной сферы (здравоохранения, образования, физической культуры, культуры, туризма). На сегодняшний день применяются разные системы и методики расчета заработной платы для работников бюджетной сферы округа разной направленности.
7. Разработать единую методику расчета заработной платы работников бюджетной сферы и довести ее до сведения всех работников;
8. Установить единую методику применения стимулирующей части заработной платы;
9. Предусмотреть и принимать нормативный акт на уровне региона о выплате денежных средств к мероприятиям, праздникам, а также по итогам периодов (квартала, полугодия, года). Положение о содержание муниципальных служащих в данной части резко отличаются от положения работников бюджетной сферы.
10. Установить единый размер материальной помощи на профилактику заболеваний для всех работников бюджетной сферы и выплату произвести на всю нагрузку учителя, в том числе и на часы совместителя.
11. Обязать руководителей учреждений привести Положения о заработной плате в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры, т.е коэффициенты применить к общей нагрузке, но не только к основной ставки работника. В соответствии с трудовым законодательством сверхурочная работа оплачивается в двойном размере. Педагогические часы, которые установлены учителю сверх нормы, оплачиваются ниже, чем такой же час ставки учителя.
12. Для учредителей (руководителей), устанавливающих заработную плату руководителям (заместителей и главным бухгалтерам) учреждений в разрез с категорией учреждения, что может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, предусмотреть меры ответственности.
13.Ограничить разрыв между заработной платы административно-управленческим персоналом, специалистами и младшим обслуживающим персоналом определенным коэффициентом.
14. При установлении окладов младшего обслуживающего персонала предусмотреть применение коэффициентов для увеличения их размера заработной платы не ниже прожиточного минимума без учета районного коэффициента и северной надбавки.
15. Предусмотреть при выходе на пенсии работникам бюджетной сферы, как базовый оклад, применяемый для расчета 25 окладов - минимальный размер оплаты труда в ХМАО-Югре.
С уважением,
И.о. руководителя РО ВОО «ЦСППППК» в ХМАО-Югре, Член ПП «ЛДПР»
В.П.Есина