Воспринимают это как обыденность, которая не так уж и страшна. На самом деле, последствиями нарушения осанки у детей являются хронические заболевания позвоночника, ухудшение кровоснабжения головного мозга, хронические заболевания внутренних органов, нарушение зрения, повышенная утомляемость, задержка физического и психического развития. Не правда ли, всё это звучит внушительнее, чем привычный всем сколиоз? А ведь перечисленное идёт с ним вместе в одной связке.
Как показали медико-статистические исследования, нарушения осанки у детей увеличиваются в 1,8 раза после окончания первого года обучения в школе и в 4,5 раза – к концу всего школьного обучения. Основной рост нарушений опорно-двигательного аппарата приходится на начальные школьные годы, период с первого по четвёртый класс. Именно в это время увеличиваются статистические нагрузки на органы опоры и движения при слабом костно-мышечном корсете.
В школе детям приходится много часов сидеть в самой вредной позе – наклонившись вперед. В таком положении края позвонков сближаются, усиливая нагрузку на передний край межпозвонкового диска. Когда человек сидит, большинство мышц, поддерживающих позвоночник, расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Межпозвонковый диск отличается замечательной эластичностью, позволяющей успешно сопротивляться нагрузке, однако надо учитывать, что в положении сидя сила давления на внешний край межпозвонкового диска возрастает в 11 раз! И это не на пять минут.
Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза, ног и определяется, прежде всего, развитием мышечной системы, в норме составляющей 40% от массы тела. Часто от родителей ребёнок слышит: «Держи спину ровно!», а чем? Где те 40% необходимой мышечной массы, которые позволят ребёнку выполнить требование любимых родителей? А если есть, гармонично ли они распределены вокруг костей – рычагов нашего тела? Задумайтесь, возможно, ребёнок хочет, но не может выполнить ваши требования, ведь в неразвитых мышцах даже при небольших нагрузках возникают сильные перенапряжения, сопровождающиеся порой выраженными болевыми ощущениями, и рефлекторно происходит их расслабление.
Из вопросов учеников 4-го класса средней школы:
- Зачем мне один раз в год говорят, что у меня сколиоз и больше ничего не делают?
- Почему меня хлопают между лопаток с криком «Сиди ровно!», но не учат, как правильно это делать, ну, в смысле, сидеть правильно?
- Почему взрослые сидят, как им хочется, а мы должны, как надо?
- Почему взрослые за компьютером сколько угодно и как попало, а мне 3 раза в неделю и по 1 часу?
В семье редко создаются условия, необходимые для правильной позы ученика при письме. Так, при поступлении детей в школу более половины из них не умеют правильно сидеть. Умеющие читать низко склоняются над тетрадью, держат голову наклонно. Некоторые поворачиваются к парте боком, поджимая под себя ноги и перенося, таким образом, центр тяжести корпуса далеко вперед.
В одиночку никто не справится, только вместе мы добьемся того, чтобы наши дети учились в школе без отрицательных последствий для своего здоровья. Ведь для ребёнка все взрослые, которые его окружают, в большей или меньшей степени – учителя. И от того, как его научат, во многом зависит его будущая жизнь.